(Москва) – На Северном Кавказе вооруженные бейсбольными битами мужчины в масках 9 марта 2016 года жестоко избили группу иностранных и российских журналистов, а также российских активистов, документировавших нарушения прав человека. Через несколько часов после этого люди в масках напали на расположенный в регионе офис неправительственной организации.

Как минимум 15 человек остановили ехавший из Ингушетии в Чечню автобус, в котором находилось восемь человек и водитель, и избили их. В числе жертв оказались два российских правозащитника и шесть журналистов, в том числе один из Норвегии, один из Швеции, и четыре из России. Все получили травмы, пятеро госпитализированы. Нападавшие затем подожгли автобус.

«Эти жестокие нападения на журналистов и правозащитников показывают, насколько опасно рассказывать о нарушениях прав человека на Северном Кавказе, — отметила исследователь Хьюман Райтс Вотч по России Таня Купер. — Власти не предпринимают сколько-нибудь значимых попыток предотвращать или расследовать раз за разом повторяющиеся на Северном Кавказе нападения на тех, кто критикует правительство».

Через несколько часов после нападения на автобус, около 22:00, несколько человек в масках (одни в штатском, другие в камуфляже), вооруженных автоматическим оружием, ворвались в ингушский офис Сводной мобильной группы, основанной российской неправительственной организацией «Комитет по предотвращению пыток» и другими российскими правозащитными организациями в 2009 году после волны убийств активистов в регионе. Сотрудники организации видели нападение через камеры видеонаблюдения. Они не смогли попасть в офис, чтобы оценить ситуацию.

Российские власти должны немедленно расследовать эти два нападения, установить ответственных и привлечь их к суду, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Журналисты и активисты в рамках недельной поездки, организованной российской НКО «Комитет по предотвращению пыток», освещали положение с правами человека в Чечне и Ингушетии. По словам юриста комитета Сергея Романова, который находился на связи с коллегами во время и после инцидента, группа еще с начала поездки, 7 марта, заметила, что за ними следят неизвестные им люди.

Нападению подверглись: Иван Жильцов и Екатерина Ванслова (сотрудники Комитета по предотвращению пыток), Эйстейн Виндстад (корреспондент норвежской газеты Ny Tid), Лена Мария Перссон Лёфгрен (журналист шведского государственного радио) и четверо российских журналистов — Александра Елагина (The New Times), Егор Сковорода («Медиазона»), журналисты-фрилансеры Антон Прусаков и Михаил Солунин.

Как сообщил Романов, вечером 9 марта группа ехала на автобусе из Ингушетии в Грозный, столицу Чечни. Им преградили дорогу три автомобиля со злоумышленниками, вынудив автобус остановиться. Люди в масках вытащили пассажиров из автобуса и принялись избивать их, в том числе ногами. Один из пострадавших рассказал Романову, что нападавшие называли активистов и журналистов «террористами», которым «нельзя давать работать на нашей земле». Нападавшие облили автобус бензином и подожгли, уничтожив технику журналистов, некоторые из которых лишились также документов, удостоверяющих личность.

По словам Романова, увечья, полученные пассажирами, включают в себя возможный перелом носа и травму ноги. Пятерых пострадавших, включая водителя, доставили в Сунженскую районную больницу на территории Ингушетии. Ингушские правоохранители, выехавшие на место происшествия, привезли остальных в отдел МВД Сунженского района для дачи показаний.

Это уже третье нападение на сотрудников и офисы Сводной мобильной группы на Северном Кавказе. Так, 3 июня 2015 года неустановленные люди в масках ворвались в офис организации в Грозном и, вынудив сотрудников покинуть его, уничтожили все, что там находилось. А 13 декабря 2014 года неизвестные подожгли этот офис. На следующий день чеченская полиция без ордера обыскала офис и изъяла мобильные телефоны, несколько камер, ноутбуки и другую электронику. Они также провели личный обыск двух членов Сводной мобильной группы, работавших там, и обыскали их автомобиль. Никто так и не был привлечен к ответственности за эти нападения.

«То, что за нападения на активистов, занимавшихся законной правозащитной деятельностью, никто не понес ответственности, развязало руки для дальнейшего насилия в отношении тех, кто вступается за жертв произвола на Северном Кавказе, — заключила Купер. — Всякое затягивание с расследованием последнего нападения и привлечением к суду виновных может дать карт-бланш для продолжения насилия над журналистами и правозащитниками в этом и без того нестабильном регионе».